Общая информация
«РОСПИСЬ ДЫМКОВСКОЙ БАРЫШНИ»

«РОСПИСЬ ДЫМКОВСКОЙ БАРЫШНИ»

Цель и задача:

- продолжать знакомство с русскими народными промыслами;

- познакомить с историей возникновения дымковской игрушки;

- развивать познавательный интерес, эстетическое восприятие, творческие способности детей и воспитывать уважение к работе народных мастеров;

- продолжать учить детей расписывать узором по дымковским мотивам объемные игрушки, используя разные элементы дымковской росписи;

- продолжать совершенствовать технику выполнения дымковского узора.

Предварительная  работа:

- рассматривание дымковских игрушек и беседа о них;

- рассматривание альбома «Дымковские игрушки»;

- разучивание стихотворений.

Материал:

- картины  «Дымковские игрушки»;

- дымковские игрушки (индюк, барыня, птичка).

Для каждого ребенка:

- игрушка – барыня, вылепленная из соленого теста;

- гуашь; кисточки; стаканчик с водой; салфетки.

Методическиеприемы:

- показ и объяснение воспитателя;

- игровая мотивация;

- музыкальное сопровождение;

- напоминание о технике рисования;

- наблюдение за работой детей;

- индивидуальные объяснения;

- анализ работы воспитателем и детьми.

Музыкальное сопровождение:

- аудиозапись 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Ребенок:      Велика Россия наша,

                        И талантлив наш народ.

                        О Руси родной умельцах

                        На весь мир молва идет. 

Воспитатель: Наш народ творческий и талантливый. Много мастеров-умельцев живут и творят на нашей русской земле.Своими работами они радуют весь мир, вызывают восторг и восхищение не только у нас на Родине, но и в других странах. Много народных промыслов есть в России. Ребята, а какие промыслы вы знаете?

( Ответы детей )

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? Вот и сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся на ковре-самолете.  А куда отправимся – это вы отгадаете сами. Будет для вас загадка.

Воспитатель.: Усаживайтесь на ковер поудобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается! (Звучит музыка, дети сидят на ковре с закрытыми глазами).

Входят дети в дымковских костюмах

1 Ребенок: Здравствуйте, ребята! Посмотрите на меня и вокруг, и догадайтесь, куда вы попали?!

2 Ребенок: А попали Вы в село Дымково!

1 Ребенок: Ели спят у большака

В инее седом.

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

2 Ребенок:Есть на Вятке слобода

Зовется Дымково она.

Там на ярмарке весной

Ждут игрушки нас с тобой.

Барыни и мужики,

Поросята, индюки.

Ярко все наряжены,

Пестро разукрашены.

Любит их и стар, и млад,

Каждый тем игрушкам рад!

Воспитатель: Сегодня Мы познакомимся с вами с народным промыслом Дымково. А знаете, чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!

Ребенок:   Там любили песни, пляски,

                    И в селе рождались сказки

                    Вечера бывали длинные,

                    А  лепили там из глины

                    Все игрушки не простые,

                    А волшебно-расписные.

                    Белоснежны, как березки,

                    Кружочки, точечки, полоски.

                    Простой, казалось бы, узор,

                    Но отвести не в силах взор.

Воспитатель: Дымковская игрушка, поэтому так и называется, что родилась она в слободе Дымково, неподалеку от города Вятка. А называется оно так потому, что раньше, в старину-зимой, когда топились печи, и летом, когда туман поднимался от реки, - село будто дымкой окутано. Этот промысел существует уже почти 400 лет. Начинали люди делать игрушки в виде петушка, уточки. Эти игрушки были самым ярким украшением ярмарки, где весной проходило праздничное гулянье с озорным и веселым названием – свистунья.

Давайте рассмотрим разнообразные Дымковские игрушки и назовем их.

Ребенок:   Вот Индюк нарядный!

                    Весь такой он ладный!

                    Всех нарядом удивил,

                    Крылья важно распустил!

Ребенок:   Посмотрите, как хороша эта девица-душа.

                    Щечки алые горят, удивительный наряд,

                    Сидит кокошник горделиво,

                    Барышня так красива.

Ребенок:   С виду, птичка – невеличка.

Только птичка не порхает-

                    В небеса не улетает.

                    Красотою удивляет!

Воспитатель: В дымковских игрушках преобладает белый цвет. Как вы думаете, почему?

( Дети предлагают свои варианты ответа )

Воспитатель: Игрушки делают из местной красной глины, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Но потом эти плавные фигурки выбеливают мелом, разведенном на снятом молоке, а краски растирают и растворяют на яичном желтке. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают,  используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают, для придания изделию ровной поверхности. Дымковская игрушка – искусство рукотворное. Каждая — создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственная.

А какими цветами мастера расписывали по белому?

( Ответы детей )

Воспитатель: Посмотрите на разнообразие узоров. По форме узоры простые и незамысловаты. Полоски, клеточки, волнистые линии, круги, колечки, точки. Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особый смысл:

          круги означали солнце;

          волнистые линии – воду;

          маленькие кружочки – семена.

Также  представленные узоры означали росточки, засеянное поле. Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

В гости к Федосье Матрена пришла, (шагаем на месте)

К чаю пришла, (руки в стороны на пояс)

Лимон принесла. (Хлопок перед грудью)

– Пейте, Матрена, (прыжки на месте)

С лимончиком, (присели)

Пейте, Лимона, (прыжки на месте)

С матренчиком!.. (присели)

А Федосья растерялась (руки на пояс – наклоны влево-вправо)

И заторопилась, (руки на пояс-повороты туловища влево-вправо)

А Федосья растерялась (присели)

И заговорилась. (Прыжок на месте-хлопок над головой)

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами тоже попробуем расписать игрушки. Каждый из вас будет в роли мастера дымковского промысла. Мы с вами приготовили заготовки из теста – это дымковские барышни. И сегодня мы их будем наряжать, то есть расписывать.

Но сначала давайте вспомним, какие краски используют мастера при росписи дымковских игрушек?

(Красный, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, черный)

- Какие элементы входят в дымковский узор?

(Полоски, клеточки, волнистые линии, круги, колечки, точки)

А сейчас я приглашаю всех в нашу художественную мастерскую, где вас ждут игрушки. Я предлагаю подумать немного о том, каким узором вы распишете свою барыню. (Даю детям возможность обдумать предстоящую работу). Подумали, а теперь приступайте к рисованию: полоски и точки мы рисуем кончиком кисти, круги делаем тычками. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не забывайте поворачивать игрушку, чтобы видеть барышню со всех сторон. Не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку.

( Дети начинают роспись поэтапно, воспитатель помогает )

Воспитатель: Ребята, посмотрите  какие  красивые  дымковские барышни  у Вас получились,  значит вы самые настоящие мастера.

Ребята, вам понравилось в царстве Дымковских игрушек?

(Ответы детей)

- Молодцы, ребята. Сегодня на занятии мы еще раз встретились с дымковскими игрушками, побывали дымковскими мастерами и, вы очень хорошо справились с этой работой.

МОЛОДЦЫ!

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: